ПРЯМОЙ ЭФИР

Куттыбек Жакып: Мои произведения драгоценны

На январской выставке шымкентского художника-прикладника Куттыбека Жакыпа в музее Кастеева сердца зрителей наполнялись восхищением и гордостью за соотечественника. Такой красоты гобеленов и новаторских работ из шкур мир ещё не видал. Алға, Қазақстан!

Фото: личный архив

Куттыбек, с чего начинался ваш путь в искусстве?

Как и старший брат Курасбек Тыныбеков, основатель гобелена в Казахстане, я родился художником. Вырос в ауле посреди природы удивительной красоты – горы, холмы, родники. В каждом доме вручную ткали войлочные ковры – текеметы, кураки. В стремлении быть похожим на брата, рисовал и много помогал, его похвала - лучшая награда. Окончив Алматинское художественное училище, в 1981 году уехал в Чимкент и с головой погрузился в творческую среду молодых художников - Узакбай Кушкенбаев, Канат Калкабаев, Даурен Альдеков. Вернувшийся из Москвы Насыр Рустемов, выпускник института им. Сурикова, стал нашим наставником. Направляя в нужное русло, он поднимал нас, работа кипела, художники на выставках творчески соперничали между собой. 

Ястреб. Гобелен, 110х120, 1983-2014

На одной из комсомольских выставок мы, трое начинающих авторов, сделали в фойе Союза художников Южного Казахстана экспозицию, и я уехал в отпуск в родной аул. С Насыром мы жили в съёмных квартирах по соседству. По возвращении меня ждала его записка срочно явиться в Союз художников, мною интересуется гость из Москвы. Захожу в фойе, Насыр представляет меня профессору Макарову К.А., доктору искусствоведения, крупному знатоку советского декоративного искусства. Его сопровождали алматинские искусствоведы Лаура Уразбекова и Камилла Ли. Пока Кирилл Александрович в присутствии всех произносил хвалебную речь, я ничего не слышал, от волнения потерял дар речи и оглушённый только кивал головой (смеется). Вдобавок профессор увёз меня с собой в командировку по Узбекистану в качестве ассистента. Мне было 24 года, когда обо мне  в одном из самых влиятельных московских журналов “Декоративное искусство СССР” вышла статья, Государственный музей искусств народов Востока приобрел две работы. Как художник я вырос в собственных глазах. 

Великая степь.  Гобелен, ворсовое ткачество. 310х170, 1988-2015

Как дальше развивалась ваша художественная карьера?

После распада Союза в 90-х я ушёл в бизнес, перерыв продолжался 15 лет, к творчеству вернулся лишь в 2010. По счастливой случайности моя первая персональная выставка в 2015 году в Шымкенте совпала с визитом в область государственной советницы РК Гульшары Абдыкаликовой. У нас как раз открылся Историко-краеведческий музей ЮКО, где я выставлялся. Туда и попала гос советница в сопровождении акима области. Весь Казахстан смотрел по телевидению Абдыкаликову на выставке. Хоть и побочная, реклама сработала. Накануне встречи Назарбаева с Президентом Турции в Туркестане чиновники искали и купили в подарок пару моих работ. В Астане в 2016 году одна за другой прошли две мои выставки – в Национальном музее и во Дворце Независимости РК. Впрочем, жалею, что эти события состоялись не в Алматы, здесь мне очень нравится. Хоть я и везучий, в Астане мои картины из бараньих шкур недооценили. 

Первый снег. Шкура, шерсть, 123х93, 1982-2016

Зато в Бишкеке на персональной выставке, приуроченной ко Всемирным Играм кочевников 2018, они получили высокую оценку. Видный кыргызский арт-менеджер, художник и актриса Динара Чочунбаева признала меня выдающимся казахским художником: Куттыбек, мы думали, что кыргызы в прикладном искусстве впереди казахов, а таких произведений из шкур создать не догадались! Динара сразу увидела, что это перспективное, близкое кочевникам направление в искусстве, ведь оно наше, родное, его надо развивать, наряду с традиционными текеметами.  

Парад верблюдов. Панно, краска, 230х190, 2021

Двусторонние работы из шкур прекрасно вписываются в современный интерьер, а если наладить кочевой сувенирный промысел, спрос будет большой. Дальновидность Чочунбаевой мне понравилась, и я согласился на ее предложение представлять Кыргызстан в Турции на Всемирных Играх кочевников 2020, при условии полного материального обеспечения моего участия. Получив толчок, вплотную занялся большими шкурами, не хотелось подводить кыргызов. Но пандемия 2020 года спутала наши планы. 

Удод. Гобелен, ворсовое ткачество, 92х120, 2015

Вместо Турции показал работы в Алматы на выставке «JaQut», названной по одноимённому стихотворению кочевого поэта и философа 15 века Асана Кайгы. В восточном мировоззрении JaQut означает высшую драгоценность. Этому слову созвучна фамилия Жакып. В Алматы я привёз 65 работ, 52 - в экспозиции. Мои произведения драгоценны, как родные дети. Надеюсь, будущие поколения будут ценить их так же, как они дороги мне. 

На выставке JaQut, ГМК им. А. Кастеева, январь 2024

Хорошо, что вы «не ушли» к кыргызам.

Мечта - открыть миру мотивы родной земли в современном прикладном искусстве - чуть было не осуществилась. Что толку показывать себя внутри страны: похлопали, закупов нет, бумагу выдали - всё. А сколько расходов: выставку привезти, увезти! Больной я, что ли? Много раз в сердцах говорил: больше не буду выставляться. На следующий год трудности забываются, средства находятся. Не могу без этого, и не для того, чтобы похвалили. В мастерской сидишь и не знаешь, как люди воспримут работы. Когда выставляешься, словно душу показываешь. У художника праздник: испытываешь облегчение, успокаиваешься - кайф! 

Летящий верблюд Асана Кайгы. Гобелен, ворсовое ткачество, 92х81, 2015

Расскажите о своём любимом произведении.

Это ранняя черно-белая работа “Путник в ночи”, она - мой талисман. В ауле по соседству с нами жил дилдал (посредник в торговле). Однажды мама отправила меня с ним на базар продать барашка. Ранним утром мы пустились в путь – старик верхом на ослике в полудрёме всю дорогу напевает, сзади я, маленький мальчик, погоняю барана. Кругом громкий лай собак, в свете луны, пугливо озираясь на призрачные тени, погружаюсь в тайны непонятного, загадочного мироощущения … В картине переданы детские впечатления от этой поездки. Дети рисуют душой, что чувствуют, то и передают, как чистые ангелы, без обмана. Как сказал Пикассо: “Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. 

Путник в ночи. Гобелен, ворсовое ткачество, 125х140, 1983-2013

Ваши любимые художники?

Это земляки: Токбулат Тогусбаев, Насыр Рустемов, Бексеит Тюлькиев. Мой идеал - Курасбек Тыныбеков, ведущий прикладник Центральной Азии при жизни, в 33 года брата не стало. Его последняя, уникальная, очень современная работа «Байконур» в одном из залов музея Кастеева выглядит сегодня завещанием. 

Древо жизни. Гобелен, ткачество, 150х170, 1990-2014

Вы положили начало новому - на стыке декоративно-прикладного и станкового - направлению в искусстве. 

 Впервые вчера на круглом столе услышал от Камиллы Ли: у Куттыбека новое, “декоративно-станковое” искусство. Искусствоведам виднее, сам я о переходе к станковому искусству не задумывался, про стили не знаю, в работе руководствуюсь чувством “мне нравится”. Главное - идея, два-три месяца уходит на поиск нужного эскиза, долго захожу в состояние, выхожу легче. Первый в Казахстане я начал создавать как черно-белые графические, так и рельефные гобелены. Очень важно оформление: люблю придумывать багеты, многие рамы сделал из аркана; в Казахстане его не найти, закупаю в Киргизии. Это же натуральная красота – шкуры в рамах из аркана. 

Битва. Шкура, шерсть, 96х70, 2015

Есть у вас увлечения помимо художественного творчества? 

Есть. Если стройку можно назвать увлечением. Крепко запала мне в душу идея безвременно ушедшего, прославленного художника и борца Бексеита Тюлькиева - построить Дом художников в Толебийском районе. Раз душа просит, сделал сколько смог, воплотил мечту. В Шымкенте ситуация плачевная, произведения многих хороших художников после смерти остались бесхозными. Жалко работы, человек трудился, душу вложил, а нет его, и гниют без присмотра, обидно. Дома у меня много произведений, государство не покупает, куда их девать? Боюсь, их ждет такая же участь. 

Беспокойство. Гобелен, ворсовое ткачество, 123х125, 2013

Последние 3-4 года я  столько сил, энергии, средств вложил в строительство! Все деньги от бизнеса, когда им занимался, потратил. На творчество времени не оставалось, но Дом художников в родном ауле Аккум построил, красиво получилось. Кто из художников был, все довольны: место отличное - природа, горы, аул красивый, в самый раз пейзажи писать. Началось с того, что акимат выделил мне к 60-летию небольшую сумму на проведение симпозиума. Как только первая очередь строительства была готова, я разместил 8 художников. Сейчас могу принять большую группу. В 2022 году, узнав из Фейсбука про Дом художников, приезжал министр культуры Даурен Абаев. Уникальной архитектуры объект ему понравился, обещал помочь, ведь Дом художников не только построить, его содержать надо. Фабрик, заводов у меня нет, свои деньги вкладывать не могу. Верю, должна появиться государственная программа, как дальше развиваться. Многие говорят: зачем тебе Дом художников? Делай бизнес - дом отдыха или гостиницу, деньги качай.Только неохота, деньги мне неинтересны, я художник. Идея в том, чтобы художники, поэты воплощали здесь свои творческие идеи, отдыхали. Мне достаточно услышать: спасибо, Куттыбек, хорошее дело сделал, молодец! 

Верблюжья колючка. Гобелен, ворсовое ткачество, 104х77, 2014 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...